Загадочная, притягивающая, чарующая Эллада с ее мифами, прогрессом, искусством… Я увидела живых настоящих людей с их человеческой любовью и болью, победами и потерями. Азата талантливой Татьяны Солнцевой потрясающе женственная, преданная, любящая, ревнивая, страстная, верная, страдающая, великолепная до последних минут рядом с любимым, готова на все ради его любви, Женщина с большой буквы. Дарий Дмитрия Новицкого с большим уважением к достойному врагу отраженный в театре Милия, могущественный повелитель умирающей вместе с ним и уступающей место новым героям Персидской империи, способный влюбиться в прекрасную женщину, и болезненно переживающий потерю дочери отец, с горечью осознает любовь той, что была рядом, той что не ценил. Птолемей, верный полководец и друг Великого царя, тяготившийся без военных походов праздным бездействием, осознавший достоинства Таис, принимает выбор Александра. Аристотель – мудрый настоящий Учитель, с юности вкладывающий в своего воспитанника древние знания Эллады, ошеломлен новыми открытиями и видением. Статира - маленькая юная гордая восточная женщина, выросшая в любви и поклонении к себе, выбравшая Александра не виновником смерти отца, а победителем и супругом. Александр нежен и уважителен к ней, но это политический брак. Милий Захара Ронжина не лукавый умный слуга Канахина, а искренний, добродушный, непосредственный, трогательный, обожающий своего Царя, обласканный им юноша, его любимчик.
Не просто история походов Александра, его величия, история его любви к самой великой гетере… Не «Александр Македонский», а «Таис Сияющая» … Ее имя в названии спектакля… Потерявшаяся на страницах истории, воспетая Ефремовым, Таис вновь засияла на сцене театра Луны, заново открытая талантливым Сергеем Прохановым, в лучах неповторимого обаяния и таланта Максима Щеголева.
Загадочные гетеры Эллады…. Важно понять их значение в общественной жизни. "Гетера" в переводе с греческого - "подруга, спутница". В Древней Греции женщины вели затворнический образ жизни, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием детей. Гетеры, служительницы Богини любви Афродиты, были полной им противоположностью - соблазн, женственность, красота, ум, обаяние, полет танца, грация, физическое совершенство, интеллект. Гетеры образованы и всесторонне развиты, они играли на музыкальных инструментах, пели, изысканно танцевали, знали литературу, поэзию, драматургию, искусство беседы, вдохновляли мужчин, были музами, хозяйками на симпосионах, занимали гостей. В их домах собирались политики, поэты, музыканты, философы. Путь гетеры - один из самых трудных. Очарование юности, мелодичный смех и легкость походки недостаточны для достижения успеха. Они проходили нелегкую школу, где занимались атлетикой, развивали выдающуюся память, непогрешимый вкус в одеяниях, изучали многие наречия, историю, основы философии, искусство скульптуры и живописи, учились распознавать людей с первого взгляда, подчинять мужей, не насилуя их воли. Не просто куртизанки в обычном понимании для физической услады мужчин, доступные любому за определенную плату женщины. За право иметь с ними отношения мужчины боролись, ими восхищались, посвящали стихи, с них создавали скульптуры богинь, преподносили дары, они были украшением, дополнением и вдохновением мужчин, возможностью приобщиться к красоте жизни, стряхнуть с себя однообразие будней. Гетеры имели очень высокий социальный статус, когда-то бывшие рабынями, они постепенно превратились в свободных женщин, стали состоятельными, содержали целый штат прислуги. Искусство и долгое нелегкое обучение стоят дорого, врожденный талант еще больше. В выборе мужчин гетеры были свободны, выбирали себе мужчин сами, сами решали, брать ли с них деньги и дары... Могли отдать себя за большую цену, могли не взять никакой цены, могли отказать. Никто не мог принудить гетеру к тому, чтобы встретиться с кем-то или же привлечь ее деньгами. Мужчина мог уйти ни с чем... Гетеры были свободны, но лишены семьи, права на ответную любовь и уважения. Парадокс: восхищение есть, а уважения нет!
Самая величайшая из гетер всех времен, известная далеко за пределами Афин, реальная личность, Прекрасная Таис смогла выделиться из огромного числа других красивых девушек и запечатлела свое имя на страницах истории. Прошла свой путь в боевых походах Александра, куда не допускалась ни одна женщина. Стала возмездием, павшим на сожжённую ею древнюю столицу Персии в ответ на уничтожение ее родного города. Стала женой Птолемея и царицей Египта. Дальше ее судьба теряется во мраке истории. Жрица любви Таис, с совершенно иным смыслом этих слов, чем в наши дни, необыкновенно красивая, молодая, грациозная, свободная, чувственная, обольстительная, гармоничная, неповторимая, яркая, интересная, уникальная, утончённая, талантливая… Получив в дар от природы сильное тело, чувство ритма, талант певицы и танцовщицы, допущенная к тайным обрядам женских божеств, Таис на равных говорила с поэтами и философами, художниками и скульпторами, разбиралась в живописи, искусстве, позировала для статуи Афродиты, была отличной наездницей, плавала, знала несколько языков, отлично разбиралась в истории, могла найти подход к каждому гостю, обладала выносливостью спартанца, острым умом, сильной волей, вдохновляла воинов на подвиги, творцов - на шедевры. Удивительная женщина, чьим уделом была продажная любовь, но сумевшая поставить себя так, что ее уважали и почитали превыше цариц. Прошедшая через блеск и грязь, овации и унижения, подчиненность мужчинам и зависть женщин, бесцельность жизни, гордость и смирение, привыкшая к преклонению даже сильных мужчин, Таис поднялась на более высокий уровень – путь осмысления, постижения внутреннего смысла вещей, освобождения от страха, стремления к прекрасному, идее братства людей, всеобщей любви в мире невежества и мрака, сопереживания всему человечеству, чтобы нести знания о духовных ценностях мужчинам, исполнить подлинную роль женщины. Она учится на протяжении всей жизни, старательно готовя себя к новому, открывая себя знаниям, чего так старательно не замечали в женщинах на протяжении многих лет. Ее учителями были философы, верховные жрецы Спарты, Египта, Вавилона, Китая, Индии. Таис впитывала крупицы знаний, собирала древнейшие сведения о походах войск в далёкие земли, географические сведения, описания редких зверей, камней и растений, которые стали позже основой для изучения. Она изучала древнее понимание красоты, неустанно познавала истины разных религий и культур, стран, изучала общность обычаев, верований, целей людей среди бесчисленных войн, интриг и несчастий. Не превратившись в заносчивую аристократку, убогую сердцем и умом, Таис проходит путь от сияющей юности до уверенной мудрости, гордого осознания своей женской силы, женского совершенства, пытается открыть глаза на истинное значение прекрасного в непростое время, когда умирает старое и рождается новое, шире становится круг ее интересов, глубже требовательность к себе и людям. Самопознание, самосовершенствование, стало целью ее жизни. Таис рассуждает обо всем с позиции современного человека, пытается познать очень многое, что недоступно даже современным людям, чтобы понимать происходящее, но ее взгляды на жизнь слишком не вписываются в эпоху. Она притягивает, манит, околдовывает, сочетая в себе красоту, мудрость, достоинство, божественное тайное знание. Ее любопытство, жажда жизни, ум, рассудительность восхищают философов, а красота и загадочность - всех без исключения мужчин. Весь Древний Мир подносит свои дары к ногам великой женщины. Превосходное тело и блестящий ум способны завоевать как художника, так и царя, в нее влюбляются. Для кого-то она стала очередной победой, для кого-то осталась несбыточной мечтой, для кого-то - небесным созданием и Музой. Не избежали этой участи в театре Луны и могущественный Дарий, и создавший удивительно прекрасное изваяние Милий, и не подаривший, а принявший выбор Таис, преданный Царю храбрый и мужественный Птолемей, и забывший о своей иронии, озаренный мыслью о ее Божественном происхождении и предназначении, Аристотель!
Ее любит Александр Македонский, подчинивший половину мира. Их любовь, обрушившаяся как водопад, пережила героев и дошла до наших дней через века. Каким теплом затопила Таис сердце Александра, что он не мог ее забыть, и вряд ли с кем-то испытывал подобные чувства? Для него Таис не очередная победа, не политический выбор. Таис никогда не станет рабыней, в ней женская мудрость, забота о близких, любовь к людям. Любовь мужчины и женщины – великий дар Богов, величайшая драгоценность, равняющего человека с Богами, нравственное начало в каждом человеке, без которого остаются лишь низшие человеческие страсти.
Мудрость Женщины в самостоятельности, но не как в отрицании повиновения, подчинения, а в спокойствии, вызванном знанием себя, пониманием, кто ты, где твое место, пониманием жизни. В погоне за самостоятельностью женщины забывают об главном – вдохновлять мужчин. Женщина должна ценить и развивать женскую мудрость, мудро строить отношения с мужчинами, никому ничего не доказывая с мудрым спокойствием.
Любознательная и справедливая, сдержанная и страстная, скромная и великая, милосердная и мудрая, сильная и слабая, влюбленная и гордая, загадочная и своевольная, жизнелюбивая и достойная, рассудительная и отчаянная, мифическая и эротичная, прекрасная и сияющая, жившая верой в себя и людей, ступившая на путь служения новой нравственности… В то же время Женщина, не услышанная мужчинами, женщина, которую трудно назвать счастливой … Женщина из плоти и крови, но в то же время Богиня… Вот такой и должна быть настоящая женщина… Вот такой и должна быть возлюбленная полубога Александра Македонского в облике самой Афродиты в божественных небесных лучах…Именно поэтому она через годы остается интересной и желанной для него. Рядом с Великим Мужчиной должна быть Великая Женщина. Александр был не единственным в ее жизни, но и она пронесла через годы глубокое чувство к нему…
Александр, при одном лишь упоминании имени которого вздрагивала половина мира, создавший свою огромную империю, поставлен перед выбором загадочной женщиной. Что выберет молодой, энергичный, суровый, гордый, уверенный, могущественный, мудрый, величественный полководец? Что выберет снисходительный, добрый, любящий, ранимый, способный на ошибки, чувства, прячущий под щитками на ногах свои особо ужасные раны, купающийся в реке ночью подальше от других глаз, уставший от бремени власти, молодой юноша Александр? Что выберет мужчина, который еще будучи мальчиком, переживал, что отец не оставит сыну поля для завоевания нового мира? Мужчина, чьим учителем был сам Аристотель, показывающий, что мир гораздо шире и многообразней, чем кажется в детстве. Мужчина, в руках которого неограниченная власть, преклонение людей, готовы идти за ним хоть на край света, чтобы бросить к его ногам тот самый необъятный мир. Разве он остановится, сложит оружие ради чьих-то прекрасных глаз? Разве это будет тогда Александр Македонский? Ему не нужна украденная победа над ослабленным любовью Таис Дарием. Александр жаждет покорить вселенную, а Таис мечтает покорить его. Таис - та самая любовь, которая будет спорить с его мечтой о покорении мира. Александр настолько одержим своей удачей, силой, правотой, настолько принадлежит своему пути, что не бывать с ним счастливой ни одной женщине…Он отказывается от Единственной Любимой Женщины. Достойнейший из Мужчин ушёл своим путём, без неё, Достойнейшей из Женщин. Объяснение в любви…объяснение – прощание… каждой клеточкой...до боли, до сердца, на кончиках обнаженных нервов…
«Слабые молят о чудесах, вместо того, чтобы расчищать путь собственной силой и волей. Бремя человека, свободного и бесстрашного, велико и печально. И если он не стремится взвалить его на Бога, а несёт его сам, он становится истинно Богоравным, достойным неба и звёзд!»
Две Звезды, оставшаяся на земле и вознесшаяся в небеса, продолжили каждая свой путь, выбрав свои мечты, понимание своего предназначения в жизни, ответственности, чтобы потом воссоединиться навсегда в вечности…в мелодиях Древнего Мира…в Гимне Великому полководцу великой свободной мыслящей эпохи…В Гимне Женщине… Самому прекрасному и достойному олицетворению красоты мира – Женщине во всем ее величии! Именно с Женщины начинается все самое главное в жизни и, прежде всего, сама жизнь, благодаря которой мы есть. За жизнью рано или поздно следует смерть, без которой жизнь не имела бы ценности…в Гимне Женщине…на сцене театра Луны…
Жду новой встречи с «Таис Сияющей», чтобы еще раз увидеть Великого Александра с энергетикой, искренностью, великолепием таланта, щедростью души, полной отдачей, мощью, силой воплощения Максима, которые не затмевают партнеров – возвышают! Чтобы увидеть не загадочную непонятную Деву, отговаривающую от неизбежного сражения двух Великих Царей, а живую, удивительную, мудрую, женственную, сумевшую подняться до немыслимых высот нравственности, человеколюбия, понимания величия дарующей Жизнь, Таис. Если снова не увижу – вспомню, какая Женщина была достойна любви Великого Александра.
" ...Я – женщина, а значит я – актриса, во мне сто лиц и тысяча ролей!
Я – женщина, а значит я – царица, Возлюбленная всех земных царей!
Я – женщина, а значит я – рабыня, познавшая соленый вкус обид!
Я – женщина, а значит я – пустыня, которая тебя испепелит!
Я - женщина, сильна я поневоле, но, знаешь, если жизнь - борьба,
Я - женщина, я слабая до боли... я - женщина, а значит я - судьба !
Я - женщина, я просто вспышка страсти, но мой удел - терпение и труд...
Я - женщина, я то большое счастье, которое совсем не берегут...
Я - женщина и этим я опасна, огонь и лед навек во мне одной!
Я - женщина, а значит я - прекрасна с младенчества до старости седой...
Я - женщина и все дороги мира ведут ко мне, а не в какой-то Рим...
Я - женщина, я избранная Богом, хоть и наказанная Им ..."
Отредактировано Yagoda (2014-11-14 03:35:48)