Интервью с сегодняшним героем срывалось несколько раз. Да это и неудивительно: работа в нескольких проектах в разных городах не оставляет ему времени на личную жизнь, не то что на общение с прессой. Тем не менее,
Максим не забыл про наше издание и, находясь в дороге, выделил 40 минут для интервью. За что мы ему очень благодарны. Однако на этом сложности не закончились. Постоянные перебои со связью то и дело прерывали наш разговор. Но, тем не менее, это не испортило настроения ни нашему герою, ни нам. Честно говоря, мне показалось, что Максиму вообще сложно испортить настроение. Будучи актером Театра Луны, он производит впечатление человека Солнца. Улыбающийся, излучающий безграничную энергию, без капли злости и раздражения. При этом искренний в своих убеждениях, уверенный в отстаивании своей позиции. Настоящий мужчина, что скажешь. Я получила колоссальное удовольствие от общения с этим актером, надеюсь, его оптимизм, доброта и вера в лучшее передастся и вам, дорогие читатели.
[float=left]
[/float]
МЕЖДУ ПРАВДОЙ И ВЫМЫСЛОМ
Максим, после того, как я увидела ваш график, у меня возникло ощущение, что вы живете на съемочной площадке. Расскажите о проектах, в которых сейчас работаете.
— У меня сейчас два проекта: один в Петербурге, называется «Женщина в беде»; второй в Москве — «Легавый», второй сезон. Вот приходится разрываться между двумя городами. Долгое время снимался в Киеве, но из-за нестабильной политической ситуации в Украине сейчас заморозили съемки на некоторое время. Плюс еще работа в театре в Москве, поэтому работы хватает
А в Киеве снимались в сериале «Одесса»?
— Да, в сериале «Одесса», и запускали еще один проект. Но пока все заморожено до лучших времен.
Действительно ли каждая роль по-своему интересна и вы не можете от нее отказаться?
— Пока ни разу не приходилось отказываться. За последние два года не могу вспомнить ни одного случая, чтобы я не согласился на какую-то роль. К счастью, все так совпадает, что предложения вполне интересны и соответствуют занятости.
Уже столько лет вы играете в спектаклях московского Театра Луны. Как поменялись ваши герои за эти годы и влияют ли они на вас сегодня?
— Стареют вместе со мной: обрастают жирками, морщинами, лысеют так же, как и я. (Смеется.)
Я меняюсь, и, конечно, герои меняются вместе со мной. Когда начинаешь работу над спектаклем, иногда думаешь: «Боже, как это все далеко от реальной жизни, так не бывает». Потом проходит несколько лет, сам попадаешь в какие-то ситуации и начинаешь
понимать, что в спектакле многое из жизни: ничего не придумано, все реально. Любой художественный вымысел, оказывается, может иметь отражение в жизни, да еще какое. (Улыбается.) Все взаимосвязано. Как всегда говорил Анатолий Александрович
Васильев: «Не может быть искусство оторвано от жизни, а жизнь — от искусства. Это всегда очень тесно взаимосвязано».
ЧЕТЫРЕ ОЛЕГА, РОБЕРТ И МАРЛОН
Любой человек, а особенно творческий, нуждается в под-питке: энергетической, информационной, интеллектуальной. Успеваете ли вы «подзаряжаться» и что вас вдохнов-ляет больше всего, что наполняет идеями и силами?
— Я маниакальный человек, очень люблю кино — могу пойти в кинотеатр в два часа ночи. В Петербурге сейчас снимался и ходил на «Капитана Филлипса» с Томом Хэнксом. В очередной раз поразился, какой он замечательный артист, необыкновенный, конечно.
Помимо Тома Хэнкса работа каких еще актеров вас впечатляет?
— Хороших актеров очень много, мне так сложно сказать... Но из американских актеров мои самые любимые — это Роберт Де Ниро и Марлон Брандо. Это мои самые-самые-самые. Больше, чем они, мне никто не нравится. А так, конечно, есть огромное количество актеров, за которыми мне интересно наблюдать, следить за их работой, за тем, как они меняются со временем. В нашей киноиндустрии тоже есть любимчики. Если я сейчас буду всех перечислять, то у нас интервью будет похоже на список из фамилий и имен. (Смеется.)
Во всех интервью вы говорите о любимой четверке акте-ров: Олеге Дале, Олеге Янковском, Олеге Борисове и Олеге Меньшикове.
— О, я их очень люблю. Да, это правда. (Смеется.) Актеры часто жалуются на отсутствие серьезного кино.
Что для вас значит «серьезное кино», какое оно?
— Я считаю, что все зависит от отношения. Если люди относятся несерьезно к кино, то какое им оборудование или сценарий ни дай, это будет не серьезное кино. А если даже за самую простую историю, на первый взгляд совершенно не интересную, возьмутся люди, которые будут относиться к этому, как будто они в последний раз в жизни кино снимают, то у них и получится серьезное кино. Безусловно, нельзя отрицать тот факт, что у нас все беды в кино от тех, кто командует парадом и заказывает музыку, потому что очень многим людям, находящимся на руководящих позициях, нет никакого дела до кино. Они понимают исключительно в деньгах, а больше их ничего не тревожит. У превосходящего большинства из них отсутствует вкус, отсутствуют какие-либо профессиональные навыки, хоть бы было понимание того, как сложно организован весь процесс создания картины. Так нет! И того нет… И что такие люди могут сделать? Да ничего. Слава Богу, есть исключения, но их пока единицы…
Родился в Воронеже 20 апреля 1982 года. Учился в Воронежской государственной академии искусств, на актерском факультете, в мастерской И. Сисикиной. В 2000 году стал студентом ГИТИСа (был зачислен на курс С. Проханова). В 2003-м окончил ГИТИС и поступил в «Школу драматического искусства» (2003—2006) под руководством А. Васильева, в актерско-режиссерскую лабораторию.
Еще будучи студентом ГИТИСа, в 2001 году Максим Щеголев был принят в труппу Театра Луны, где вскоре получил главную роль в спектакле «Ночь нежна». С 2004 года начал параллельно играть в театре «Школа драматического искусства».
По сей день является актером Театра Луны. Задействован в таких спектаклях, как «Ночь нежна», «Таис сияющая», «Диагноз: Эдит Пиаф».
В 2010 году Максим Щеголев принимал участие в шоу «Танцы со звездами», где выступал в паре с Кристиной Асмаловской.
[float=right][/float]
ЧЕЛОВЕК-КОКТЕЙЛЬ
А вы ходите в театр, например на премьеры к коллегам?
— Стараюсь ходить, но очень редко получается.
Что из последнего увиденного зацепило, произвело впечатление?
— Я не помню, сколько месяцев назад я видел эти спектакли, но меня зацепили два спектакля, которые прямо засели в голове. Это спектакль Бориса Юхананова «Стойкий принцип» — невероятная постановка, и очень серьезный след на сердце и в уме у меня оставила постановка Игоря Яцко «Каин» по Байрону. Вот два спектакля, которые я помню, как будто вчера смотрел. Вот это серьезный уровень.
Кстати, об уровне. Все чаще и чаще можно услышать о «приземленности» театра, об утрате прежних его функций. Можете ли вы с этим согласиться?
— Нет, не соглашусь. Это все неправда. Я повторюсь, все зависит от отношения. Вот такие люди, как Борис Юханонов или Игорь Яцко, так относятся к театру, как, наверное, единицы людей на земле, поэтому и работы их получаются невероятного качества. А, конечно, когда подпускают к постановке или к руководст ву театром людей, которым все равно, тогда и можно говорить о приземленности и об утрате функций. Кто бы и что вам ни говорил, не верьте. Вся проблема в отношении, причем это касается не только театра. Равнодушие ни к чему хорошему не приводит ни в политике, ни в искусстве, ни в машиностроении, ни в градостроении. Каждый должен заниматься своим делом, все должны быть на своих местах. Это моя позиция. (Смеется.)
Вы можете назвать себя конфликтным человеком?
— Перестаньте, вы что. Я очень мирная личность. Хоть во мне и 120 кг и не маленький, но очень мир-ный. (Смеется.) Но позицию свою буду отстаивать до последнего.
Не каждому актеру в вашем возрасте выпадал шанс работать в труппе Ежи Гротовского, с японским режиссером Та-
даси Судзуки. Скажите, не было ли у вас, как сейчас модно говорить, когнитивного диссонанса? Как получилось со брать эту мозаику? Приемы какой из школ в основном применяете в работе?
— Невозможно говорить о применении какого-то определенного приема. Из работы с обоими режиссерами складывалась моя практика, мой опыт, поэтому и получился некий симбиоз школ, течений, направлений. Во мне уже давно все смешалось, да и лет сколько прошло. Ведь у нас, актеров, тело, разум, сердце, дух — это и есть наш инструмент. Все, что мы из жизни поглощаем, впитываем, в нас трансформируется, преобразовывается, настраивает наши струны каким-то определенным образом. И ты
уже никогда не будешь звучать так, как, допустим, звучит твой мастер, который тебя учил, или как твой старший товарищ, который тебя направлял. Вы никогда не найдете одинаково звучащих два инструмента. Поэтому я не смогу сказать о влиянии только одной из школ. Да, эти учения были в моей жизни, и я благодарен судьбе, что мне удалось ко многому прикоснуться, многое пощупать и попробовать на вкус, со многими потрудиться, но в итоге сказать, что что-то в чистом виде во мне сохранилось, невозможно. Я как коктейль — легкий и безалкогольный. (Смеется.)
Вы говорите про особый инструмент актера. Существует мнение, что, чем больше актер пережил в жизни, чем
больше у него ран на сердце, тем лучше, искреннее он играет. Согласны ли вы с этим?
— Согласен. Личный опыт никуда не денешь, не спрячешь. Иногда берешься за материал, а ничего не выходит, потому что рано, не готов еще к нему. Васильев всегда кричал: «Что вы хотите? До 30 лет стать актерами? Вы никогда ими не станете. Потому что вы еще ничего в своей жизни не видели, ничего не теряли, ни от чего не отказывались, ни за что еще не дрались. Что вы можете мне рассказать?» Я сейчас понимаю, что так и есть. Надо прожить хотя бы треть жизни, чтобы уметь что-то сказать и как-то сказать.
У вас никогда не возникало желания открыть свой театр?
— Нет, такого желания никогда не было. Хочется играть и играть, много и разного.
БЛИЦ-ОПРОС
Когда я злюсь…
— …Я молюсь.
Лучшая мотивация к работе?
— Вера.
Какой бы вопрос задали Роману Полански?
— Когда будет следующий его фильм и когда меня позовет. (Смеется.)
Он очень талантливый мужик. Мне очень понравилась его «Резня», там играет Кейт Уинслет, Кристоф Вальц. Очень круто сделано. Все действие происходит в одной квартире, а оторваться невозможно. У него обалденные диалоги там. Вот меня только злит, когда начинаются эти гонения талантливых художников. Почему Вуди Аллена (он хорош, не спорю) никто не трогает, он вообще со своей приемной дочкой живет. Полански как только вы- сказывает свое мнение, противоречащее общей струе, — все, сразу враг. И начинаются крики и гонения. Везде она, эта вездесущая политика! Куда без нее?!
Исполнитель или группа для поднятия настроения?
— Рэй Чарльз, Снуп Дог, Нина Симон, Синатра, Джексон; Earth, Wind & Fire… Список бесконечен. А Антон Беляев — участник нынешнего «Голоса» — просто гений. Я так рад, что увидел этого уникального человека на нашем телевидении, что есть такие в нашей стране. Красавец и умница! Его теперь слушаю. И Леонида Агутина с Николаем Носковым с удовольствием слушал и слушаю, и Градского, и Пелагею, и Гагарину… В машине без «Океана Эльзы», 5'nizza, Incognito и Эминема не езжу. Гигантская массаисполнителей, от чьих песен готов летать.
Чем бы угостили Ольгу Куриленко?
— Да что бы она ни пожелала, угостил бы всем. Она красивая женщина, и мне кажется, очень приятный собеседник. С огромным удовольствием послушал бы о ее работах в Европе и Америке, о ее впечатлениях, открытиях, планах. Мне кажется, она, если захочет, может стать еще и очень крутым продюсером. Вообще мне везет на встречи с замечательными людьми, и благодарю Бога за каждую из них! Кстати, три-четыре года назад я пробовался на роль в картину про Чернобыль (не вспомню название), французы снимали. Но пробы я не прошел. А Ольга сыграла там главную роль!
МУЗНАРКОТИК, ИЛИ ЭНЕРГИЯ ГЕНИАЛЬНОСТИ
Как родилось увлечение винтажной музыкальной техникой? Какой самый ценный экземпляр в вашей коллекции?
— У меня есть друг Олег, мы очень давно дружим. Он музыкант, у него два высших образования; конечно, чрезвычайно интересный человек, удивительная персона — и вот он давно этим увлекается. И в 90-е он как-то умудрился спасти все это — огромное количество музыкальной техники. Когда были тяжелые времена, он ее продал, а сейчас стоит хорошо на ногах и выкупает эту аппаратуру на торгах в Европе, Америке и привозит в Россию. Ему можно музей открывать. (Смеется.) А мое увлечение началось с того, что Олег подарил мне очень хорошую кассетную деку. У него огромная коллекция музыки на бобинах,
на винилах, и вот мы постоянно слушали джазовые концерты, рок — он меня на это подсадил. В итоге мы собрали мне дома целый комплект, что называется, по индивидуальному заказу, начиная от кассетника, усилителя и заканчивая винилом. Вся аппаратура очень хорошая, 70-х, 80-х, 90-х годов. Колонки 76-го года — победители американской выставки в номинации «Лучший звук». (Улыбается.) Там действительно звук уникальный. Я вообще фанат музыки, сейчас коллекционирую винил. Конечно, нельзя назвать мою коллекцию огромной, но у меня много пластинок. Последнее мое приобретение — пос-
ледний альбом Джастина Тимберлейка «The 20/20 Experience» и последний альбом Снуп Дога. И скажу вам, что слушать на виниле даже современных исполнителей, это какой-то невероятный кайф. (Улыбается.) Звук совершенно иной. Раньше всегда музыканты записывались в студии, они писали звук на магнитный носитель, то есть либо на винил, либо на бобины, — называется мастер-запись, с которой уже и клепались диски. Но звук всегда самый чистый на первоисточнике — магнитном носителе. Я могу вам долго об этом рассказывать. (Смеется.) Это как в кино пленка. Есть замечательный, гениальный оператор Юрий Станиславович Любшин. Судьба была ко мне благосклонна: я познакомился с ним на съемках проекта (который, я надеюсь, мы когда-нибудь доснимем, он называется «Самый длинный день») и у нас как-то зашел разговор на эту тему. Я его спросил: «Что же за феномен такой? Вроде цифра — новое поколение, качество лучше пленки, легче в обработке, столько преимуществ, а что-то не то». А он отвечает: «Ты понимаешь, на пленке есть жирные кислоты. А жиры — это сродни живому организму. И эти жирные кислоты реально впитывают в себя энергию, когда играют хорошие актеры. А потом, когда в кино все это показывают, они эту энергию отдают в зрительный зал». Цифра этого делать не может, она изначально бездушная. Поэтому я за пленку и за винил!
Вам надо лекции читать на эту тему.
— (Смеется.) Да рано еще, вы что.
От музыки и кино перейдем к празднику. С чем у вас ассоциируются зима и Новый год?
— Дети и елка. Обожаю своих детей. Одна из моих фантастических подпиток — это мои детки. Никто не напитает так, как родные, близкие люди и дети. Это заряжает так, что можно горы сворачивать. Понимаешь, что пашешь не зря и не просто так. (Улыбается.)
А вам какое время года больше нравится — снежная, хо-лодная зима или теплое, солнечное лето?
— Мне нравится, когда погода отвечает сезону. Вот сейчас что у нас за погода? Не поймешь: ни зима, ни весна, ни осень. Я люблю, когда все точно. Если весна, то пение птиц, ручейки, цветение трав; если лето, то солнце и жара. Мне нравится, когда все точно, без полутонов. Но это исключительно что касается времен года!
Сколько лет вашим детям, похож кто-нибудь из них на вас
в детстве?
— Я себя со стороны не видел в детстве, но мне кажется, что нет. Я вижу какие-то схожие черты, проявления характера.Наверное, везде есть мое отражение. Сыночку — 12, а дочкам — пять и шесть лет.
С детьми, наверное, видитесь редко, как-то пытались определить для себя приоритетные направления в воспитании?
— Моя основная задача — чтобы они не были ленивыми. Это такая жуткая штука, и она очень быстро заражает. Я считаю, это единственное препятствие, которое может помешать что-то увидеть в этой жизни, открыть, постигнуть, поверить, причем лень как
телесная, так и духовная. Это единственное, с чем я борюсь, и борюсь достаточно жестко. (Смеется.)
Отличатся как-то воспитание дочек и сына?
— В принципе нет.
Сейчас модно готовить, вести кулинарные блоги и выпускать книги рецептов. Какие у вас отношения с едой?
— С едой у меня очень простые отношения: беру и ем! Не капризен. Всеяден. Готовить не умею. Пробовал себя в кулинарии в студенчестве, когда некому было за мной ухаживать и хотелось вкусностей. Денег на кафе и рестораны не было, а сам себя не
порадуешь — никто не порадует. Правда, сейчас я тоже живу один. Но теперь у меня такой график, что практически дома не бываю. Чтобы не переводить продукты, еду в доме не держу. Покупаю ровно столько, сколько за раз съедаю. (Смеется.) А если
уж очень захочется какого-нибудь вкусного блюда, какого-нибудь изящества, иду в ресторан.
ПОЖЕЛАНИЯ ЧИТАТЕЛЯМ «АРТ-МОЗАИКИ».
— Желаю вашим читателям никогда не унывать. У вас прекрасное издание: вы интересуетесь, что-то узнаете из жизни, я так думаю, не последних людей, даете людям, может, пока читательский опыт, но все-таки, как-то воспитываете. Поэтому в вашем труде вам хочется пожелать только успеха. И всем хочу пожелать здоровья. Здоровье — единственная причина, которая может помешать чему-либо хорошему.Счастье, мне кажется, такая штука, которая заслуживается и приобретается. И что бы ни случалось в жизни, пусть ваши читатели знают, что если они не будут унывать, будут трудиться с улыбкой и с верой в Бога, то счастье их ждет впереди. Все будет хорошо!
____________________________________________________________________________
[float=left][/float]
Автор: Лада Тэсфайе
ladates@ukr.net
Журнал «Арт-Мозаики»,№3 - 2014 (20-26 января)
Рубрика "Персонаж"