В клинике, так до конца и не осознавший свое преступление, искалечивший жизнь дочери и заодно свою печень, с загнанной далеко в подсознание виной, оставив пустыми угрозы о самоубийстве, цепляется за возможность увидеть дочь Уоррен: «Вы очень хороший врач! А может Николь уже не больна? Припадков-то нет! — ПОКА НЕТ! ЖДЕМ!» Пытается больнее уколоть Дика: «Нельзя быть врачом, когда в клинике один пациент! Ты украл у меня Королеву! Я был дурак, дав согласие на ваш брак!» Дик непреклонен: «Нельзя быть врачом, когда в домашней клинике один пациент, и тот ваша дочь!!!... А раньше надо было думать!!! Всем! Всем надо было думать раньше…папуля…папенька…» «Припадков — ПОКА НЕТ!» Только доктор Дайвер знает, какой ценой…Больше никто…Потому что звучат счастливые монологи, письма умиротворенной, наполненной любовью Николь…Диколь… Цена благополучия единственной пациентки измерена растраченным только на нее одну талантом и жизнью врача. Синдром эмоционального выгорания угрожает любому врачу, пропускающему проблемы пациентов дальше пуговицы на халате, а доктор Дайвер позволил душевнобольной Николь полностью войти в него, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году, без выходных...
Николь мечется на сцене, злоупотребляя своим состоянием: «Ты же помогал мне раньше, Дик!!…» Раньше… Не сейчас…Силы уже не те…Пойти навстречу Николь Уоррен означает только одно - терять себя дальше… И начинается бегство от проблем, от самого себя…
Откровенный диалог двух слишком много знающих друг о друге друзей…Или соперников?
— Ждешь Розмэри?...Понадобился новый материал для психологических исследований?... Розмэри не узнать… Кинозвезда… Очередь поклонников до рождества…Дик, стоит ли? У тебя Николь, вилла «Диана»… Ты знаешь, КТО мне нужен…Как Николь? — А что есть у тебя, Томми?! Никого! Как всегда один!... Причал ищешь, воин?...Прости, старик, ТАК получилось, Николь моя жена…Все так же, Томми, то ей ничего объяснять не нужно, то ей ничего невозможно объяснить…Приезжай дружище, увидишь… — Непременно!... Если оставите переночевать!!... А над сценой вьется бестолковый рой москитов…
— Розмэри, я специально прилетел в Париж…Прошло четыре года, все изменилось…Ты перевернула мою жизнь, ты наполнила ее новым смыслом! Ты сумасшедшее создание, само совершенство, чудо природы! Я люблю тебя, хочу тебя! Я тупею, когда я думаю о тебе! — У вас уставший вид, юноша. Зачем утяжелять жизнь, надо жить легко! Все сказали, во мне появилось нечто сексуальное! Хочешь знать, что было после нашей с тобой встречи?
Зачем? Когда-то Дик выбрал уникальную профессию, он знает души людей…И уже не может остановить пытку:
— У тебя было 640 любовников! Все устраивали индивидуальный просмотр «Папиной дочки», говорили какая ты гениальная, талантливая! Все врут, зато как красиво! И будет 641-ый…649-ый…— Розмэри не нужна правда, она пугает ее, — Пусть врут! Да!!У меня много поклонников!! Они даже делали мне предложения! ТЫ никогда не делал мне предложения!!! У тебя есть Николь и вилла «Диана»! По твоему будет лучше, если я растрачу всю жизнь на тебя, который никогда не будет моим?! Николь никогда с тобой рядом не выздоровеет! С тобой рядом можно только болеть!!… — У меня опять ощущение, что нас снимают в каком-то дурацком кино…Артистке естественные реакции противопоказаны… Конечно, я ж теперь как черная смерть приношу только одни несчастья!...
Романтический ореол обаятельного, беззаботного, неотразимого, доброжелательного, успешного, самого прекрасного, благородного, идеализированного и загадочного доктора Дайвера, который так пленил воображение молоденькой Розмэри несколько лет назад, рассеивается. Дик стал другим. И такой Дик ей не нужен. Любила ли она? Может, он навсегда остался ее единственной болью, убегая от которой она ринулась в водоворот поклонников и карьеры, испугавшись настоящих чувств? Или играла роль? Розмэри избалована успехами, не наивна как раньше, но внутри осталась той же маленькой, тщеславной, недалекой, глупенькой актрисой, добавив жесткость и эгоизм: все от нее - без ума, но она – никогда! У нее своя твердая дорога к ее цели. Что она может дать Дику?... Мамина дочка…Мечта о мечте, ставшая лишь моментом истины, просто актом отчаяния для исчерпавшего свои силы Дика, которому невыносимо тяжело находиться рядом с Николь… Не каждая женщина прощает мужчине слабость.
Безумие Николь, постоянно присутствующее на сцене полутонами, становится явным, с неадекватными приступами безумия, веселья, злости на Дика, который не всегда торопится ей теперь помочь, когда она позволяет себе не удерживаться, хотя вполне в состоянии это сделать, когда симулирует приступы, давит на его чувство долга, чтобы вызывать в Дике жалость, сохранять власть над ним. А где-то в клинике умирает Уоррен, утопивший свою чудовищную вину в алкоголе, искалечивший жизнь собственной дочери и жизнь, взявшего на себя непомерную ответственность, сумевшего подарить его дочери несколько счастливых лет, чувствовать себя любимой нужной Женщиной, талантливого, подающего большие надежды молодого доктора.
Пока запутавшийся в своих чувствах, осознающий, что любит обеих, Дик разрывается между двумя женщинами, ни одна из которых не дала ему ни счастья, ни покоя, выпив его до дна, не оставив ему самого себя, «вечный солдат любви» и искатель приключений по первому зову Николь уже рядом с ней - Николь досягаема…Это первая ночь, когда Дика нет рядом с Николь. Дика, который перестал быть ее собственностью... Стоит ли дорожить Диком, когда есть молчаливый ожидающий рыцарь… Изломанная юная душа не выросла, осталась в повзрослевшем чувственном женском теле. Ее связь с Томми без чувств, без любви – попытка доказать себе, что она больше не очарована Диком, желание почувствовать себя только Женщиной, не ощущая пациенткой. Беспощадно вылезает уорреновская потребительская хищная черта семьи «жуликов» - все на свете существует для них, а когда это перестает быть нужным – выкинуть. Николь на глазах превращается из хрупкой, нежной, наивной, доверчивой, влюбленной, вызывающей бесконечное сочувствие, обреченной страдать в силу отцовского преступления, несчастной девушки в зрелую, где-то циничную женщину, способную привлекать, играть, отталкивать, губить.
— Мне кажется, что во мне сидит много самых обыкновенных женщин, только все они разные! — По моему, вам крепко мешали оставаться той, кто вы есть на самом деле все эти годы! — Или думай сам или тот, кому приходиться думать за тебя, отнимет твою силу, переделает твои вкусы и привычки! И невдомек им обоим, что только Дик все эти годы контролировал Николь и позволял ей быть адекватной в обществе. Николь вырвалась на свободу, но как условна эта свобода, она обречена, она в себе несет свою неминуемую гибель. Дик пытается сделать невозможное…Когда-то чувство сострадания, долга, ответственности, да и влюбленности связало его с несчастной Николь:
— Что-нибудь серьезное, Томми? — Ерунда, твоя жена тебя больше не любит, она любит меня! Ты больше не нужен ей! — Николь, ты меня больше не любишь?... С чего ты взял?…Ты меня любишь, Николь?....И так молчит, и так молчит… — Она хочет получить развод, тебя же купили на время, как жиголо!!
— Николь… Выскользнув из рук Барбана, притихшая Николь уже готова вернуться на голос Дика…
— Нет, Николь!!! Все! Довольно, доктор, все!!! Нет!!! - Бесцеремонный Томми, упоенный своей победой над соперником, не осознающий, что представляет собой сломанная душа Николь, познавший только ее тело, с ужасом понимает, как велика еще власть доктора над Николь…Но нужно ли это уставшему Дику?...Он готов к разрыву…Безумие Николь оказалось сильнее…
— Потерпи, воин… дай с женой проститься…Николь, ты мое создание, я думал ты погибаешь… бежал к тебе…а теперь получается, что мы оба с тобой погибшие… не надо больше никуда бежать…не надо больше никого спасать… кроме самого себя… я шесть лет ждал, когда это случится… Я люблю тебя, Николь…Ты сумасбродное создание…Я тупею, когда я думаю о тебе... Ты самая лучшая на свете, я не могу без тебя…Я никогда тебя не забуду…Бери, римлянин…пока даю…
— Больная выздоровела, доктор! — Да что ты?! — Доктор Дайвер получил свободу!!!!
«Старые часы», встряхнувшись в своей агонии, сбежали в Чикаго, безумие Николь плещется по сцене, Беби потеряла свою высокомерную невозмутимость…Переплетение судеб, ни одна из которых не обрела счастье… Ни красота, ни богатство, ни брошенная ей под ноги жизнь Дика не спасли Николь. Она не может вернуться к Дику. Ей не нужен Томми, ей уже ничего не может дать отец, «бандит из Чикаго», давно переставший быть отцом, она выбирает путь в никуда…Ее последние слова – слова любви к отцу… Она – ничья…Она папина… «Папину дочку» может сыграть только папина дочка!
Горький пронзительный монолог Дика перед замершим залом о страшной, сводящей с ума, убивающей жизнь и любовь, трагедии инцеста…И две женщины доктора Дайвера…две папины дочки…наконец-то получившая покой безмолвная Николь рядом с Уорреном в полумраке... и юная, все продолжающая играть роль девочка Розмэри... две иллюзии любви...
Герой Фицджеральда-писателя спился, исцелив Николь, но его история в романе не закончилась… Дайвер, живший внутри самого Френсиса, воплотивший свою утопическую мечту об исцелении жены в романе, покончил жизнь самоубийством… Сергей Борисович, выбравший наиболее реальный исход для Николь, решил свести Дика с ума и поместить в клинику…Но герои романа, пережив столетие, давно стали жить своей собственной жизнью в душе каждого откликнувшегося читателя, зрителя…У каждого свое видение уникальной недосказанности Фицджеральда…дающее Надежду…Доктор Дайвер действительно получил свободу от Николь, от больной любви… Дайте ему отдохнуть... Спектакль заканчивается, жизнь нет!
Ничего не бывает зря. Если вы что-то совершили, значит в тот конкретный момент вашей жизни в данном поступке был смысл. И если вам кажется, что вы могли поступить по-другому, знайте – вы не могли.
Еще один повод задуматься, какую роль играет женщина в судьбе своего мужчины. Она должна быть его музой - вдохновлять, поддержать, верить, быть рядом, отдавая – приобретать! Надо найти ту единственную, которая для тебя на веки, и пусть на это нужно время, когда оно придет, сомнений не будет. Не может быть, чтобы все плохо и плохо — ведь когда-нибудь должно быть хорошо!
Меня нет среди тех, кто осудит его в страшной сделке с уорреновскими миллионами и поверит в его падение, он обязательно поднимется. Нужно несколько раз встретиться с Диком Дайвером, чтобы вздохнуть спокойно без обреченности, поверив в его будущее, его силу и мужество, с надеждой - все, что он заслуживает, еще впереди.
«Я люблю тебя, ночь… я люблю тебя, утро…Только утром я могу понять, что все, что было этой ночью…глупость, глупость…Ночь, она как женщина, обманчива, но так нежна…»
Потому что после каждой, даже самой темной ночи наступает рассвет. Потому что звучит Максимовское — идите с Богом!
Отредактировано Yagoda (2015-01-06 05:23:08)