20.10.2015, Москва, Театр Луны. После спектакля "Диагноз: Эдит Пиаф".
Спектакль – бурлеск. Спектакль – метафора. Спектакль – страсть, надрыв, боль, сплошной обнаженный нерв. Спектакль – трагедия. Трагедия людей, не нашедших себя в своей собственной жизни. Трагедия людей, пытающихся найти себя, примеряя чужую жизнь. Трагедия великих талантов.
Трагедия Габи, не сумевшей стать любящей второй половиной, поддержкой для того, кто выбрал когда-то ее одну среди многих. Позволяющей себе ироничный тон и саркастический смех: «режиссер должен быть сумасшедшим, но только чуть-чуть, чтобы в психушке потом не оказаться… чтобы снова не пришлось дежурить в машине с красным крестом на съемочной площадке… Ларри-Часы! Тик-так, Ларри!». «Маленькой девочки, постепенно превратившейся в акулу шоу-бизнеса… за деньги», предавшей близкого человека с доктором Тиссо в иллюзорном ожидании карьеры, шантажом добившейся сомнительного эксперимента над собой, хотя из «из пол-таланта талант не сделаешь». Габи, «которая с мужчинами, но не для мужчин». Красивая, стильная, сексуальная, насмешливая, упрямая, ветреная, порочная, практичная, но живая Габи перевоплощается в роковую, холеную, блестящую, шикарную, но отстраненную «Дитрих», с каждой сценой теряя свой индивидуальный облик, превращаясь в элемент декорации, сопровождающую тень, в свернувшийся комочек на «взлетной площадке» любви «Эдит и Марселя». Время неумолимо отсчитывает часы, рядом с Тиссо слушает прощальную речь мэтра "Дитрих" в белоснежном элегантном костюме с длинными рукавами (а-ля смирительная рубашка?). И вот уже на сцене кукла, жертва своей "мечты", променявшая свою жизнь, семью, любимого человека (любимого ли?), свой собственный выбор на иллюзии.
Трагедия бедной бездомной, найденной на вокзале в мусорном баке с мертвым ребенком, девочки. Маленькой, беззащитной, нелепой, угловатой, очаровательной, неугомонной, с какой-то детской, хулиганской харизмой и с неожиданно сильным, уникальным, переходящим в крик души, голосом. Присовокупившей к своим бедам душевную и физическую боль великой певицы. Реальность и иллюзия сливаются, на малой сцене Луны рождается великая Пиаф. Трагедия девочки, по замыслу заново создавшего ее Тиссо, пережившей трагедии Пиаф и в ее образе обреченной жить совсем недолго. Воплощение тех талантливых, обездоленных, потерявшихся, до которых в отличие от Эдит, судьба не дотянулась, чтобы благословить.
Трагедия Бормана, полусанитара - полупациента - получеловека, которому от послушания до ярости – один миг, в котором мало что осталось от дееспособной личности. Недаром его привлекает первобытное поведение Тарзана.
Трагедия Ларри, талантливого актера и режиссера, неординарного, мечтающего, одинокого, потерявшего любовь, но не потерявшего творческий энтузиазм, пытающегося в своей жизни создать что-то выдающееся. Трагедия Ларри, завороженно наблюдающего творчество воспаленных умов в нелепой школе полетов. Но ведь всё начиналось когда-то с Икара. Романтика, слава, наркотик творчества? В какой-то миг приходит понимание, шок - страшно знать дату смерти и нести ответственность за чужую судьбу. Не познавший настоящих искренних чувств с Габи, Ларри принимает любовь «Пиаф», наполняя ее последние дни той самой великой, знаменитой на весь мир, удивительной, безумной лав-стори 20 столетия. Трагедия Ларри, выбравшего в своей картине не только роль автора, режиссера, но и актера, играющего значимых, любимых и любящих, создавших великую Пиаф, один за другим покидающих ее мужчин, завершившего свою актерскую карьеру образом Кокто, невольно ставшего заложником его трагической кончины… или марионеткой в руках «злого гения»?
Трагедия доктора Тиссо, воплотившего в экспериментах над людьми желание стать творцом человеческих судеб, мечтающего о «мантии» Жана Габена, неоднозначный и спорный персонаж. Странный, трагический, не случайный союз для удовлетворения своих амбиций – Габи стать «великой актрисой», Тиссо стать «великим режиссером». Она нуждалась в славе и поддержке, он в славе и любви. Тиссо…Кто он? Милосердный доктор, окрашивающий в яркие краски серые, неприглядные будни своих пациентов? Кто знает, какую судьбу выбрали бы в адеквате эти люди, не будь пациентами его клиники, - свою собственную или чужую навязанную… Чудовище, вынашивающее свои честолюбивые мечты? Преступник, чьи замыслы - стать не соавтором, а единственным создателем картины и пожинателем лавров? Соблазн был очень велик. Легче всего списать на безумного Бормана и безумного режиссера, согласившегося снимать свой фильм в стенах странной клиники. «Мои дети умирают вместе со своими героями…», «Историю нельзя менять», «Не отвлекайтесь, Принц»… Картина все же была представлена жюри. Каждое слово, движение, каждая деталь в спектакле наполнены смыслом и появляются на сцене не просто так. Каждый видит то, что хочет.
Не столь трагичными были судьбы состоявшихся в жизни Дали, Монтана, Шанель. Столь же оптимистичны и жизнерадостны были их прототипы на сцене клиники Тиссо. Этот квартет наполнял искрометным весельем, искренней и всепоглощающей кутерьмой, феерическим праздником жизни, сумасшедшим шоу, водоворотом бесподобной музыки, бьющей через край и электризующей весь зал, включая зрителей, энергетикой.
И, конечно, трагедия реальных героев «фильма в спектакле» – безвременно ушедших Лепле, Кокто, одинокого Ассо, вложивших в Эдит все самое лучшее, что они могли ей дать.
Трагедия Марселя. Она стала для него той самой настоящей любовью, которая бывает раз в жизни, частью его жизни, самой жизнью, его искушением, безумием и проклятием. Не каждый мужчина сможет так жертвовать собой. Не было ни одной секунды вместе, о которой бы они пожалели. Как долго его уравновешенность, терпение, здравый смысл, нежность, забота, доброта, трепет, молчаливое обожание могли бы выдержать неудержимый изнутри напор, эмоциональную мощь его маленького Воробышка? Может всю оставшуюся жизнь их сердца бились бы в унисон… Может, они выжгли бы друг друга дотла…
«Любить – всегда означает быть уязвимым. Кого бы вы ни любили, ваше сердце будет похоже на выжатый лимон и, возможно, разорвется на кусочки. Поэтому предупреждаю сразу: если вы хотите сохранить себя, вам ни в коем случае нельзя никому дарить свое сердце. Заприте его в шкатулке, сделанной из своих хобби и развлечений. После этого аккуратно поместите в непробиваемый саркофаг эгоизма. Постарайтесь избегать тряски от любых сюрпризов и неожиданностей. Одно вот только… В таком надежном, недвижимом и чахлом гробу с вашим сердцем могут случиться проблемы… Нет, оно не остановится и не разобьется на части. Оно просто сгниет, станет необратимо мертвым и безнадежно непроницаемым». Керролл Льюис.
Он оказался единственным мужчиной, которого оставила не она… Кто знает, как сложилась бы их судьба… Тайна, канувшая в вечность, на которую нет ответа. Но случилось так, как случилось. Марсель остался ее неожиданной, необъяснимой, незабываемой, недосягаемой, неудобной, нежеланной, неравной для других, но не для них, Любовью. Марсель стал трагедией, не единственной, но самой большой в жизни Эдит. Жизнь которой сама была трагедией.
Трагедия Пиаф, трагедия – любовь, трагедия – песня. Забыв о Пьяновой и Веронике, с мурашками по коже, затаив дыхание, снова впитываешь мгновения заново открытой благодаря Максиму и театру Луны жизни Эдит. Пиаф… Одно слово, которое включает в себя миллионы других. Слишком много, страшно, несправедливо для одного человека. Слепое детство, нищета, голод, трущобы, дно жизни, юность в кабаках, случайные связи, темные личности, смерть дочери, каторжный труд, алкоголь, падения, слезы, успех, известность, война, любовь, многочисленные поклонники, чувство юмора, боль, смерть, расставания, борьба за выживание, болезни, наркотики, уникальный, узнаваемый голос, лучшие концертные площадки, миллионы слушателей, непростая судьба, характер, в котором сочеталось не сочетаемое. Слабая и сильная, битая и непокорная, нежная и хамоватая, счастливая и абсолютно несчастная, мягкая и вздорная, талантливая и неотесанная, истеричная и веселая, тонкая и грубая, бестолковая и незаурядная, непривлекательная и очаровательная, ранимая и огнеопасная, нищая и богатая, беззащитная и своенравная, безответственная и упертая, одинокая и влюбленная, хрупкая и неординарная, открытая и загадочная, наивная и неразгаданная, необычная и настоящая, заставляющая влюбляться в свой голос, в свои песни. Обвиняемая во всех смертных грехах и отдававшая всю себя без остатка.
Ни книги, ни фильмы не в состоянии ответить на все вопросы, раскрыть тайны ее жизни, не рискуя навлечь на себя шквал критики. Спектакль «Диагноз «Эдит Пиаф» в идеально угаданной форме, в лаконично простом и изящном содержании делится ее наполненной страданием и радостью, творческими взлетами и безумными потерями, поворотами жизни, заставляя сердце периодически сжиматься, затягиваться в огромный узел. Проносится в пике над первыми рядами самолет… И вся атмосфера спектакля, блестящая актерская работа заставляют чувствовать, как сердце плавится от горя, боль несется по венам, жизнь превращается в осколки, без того израненная душа разрывается на части. Она любила, пила, пела, умирала, воскресала, и снова пела! Билась о шипы, и пела умирая, как птица в терновнике…
Каждый раз не ждешь его, но выстрел звучит, и тишина начинает звенеть, отсчитывая секунды катастрофы… Огромный тугой ком застывает в горле… Чьи безумные мысли, чьи руки вложили настоящий патрон для рокового выстрела, оборвавшего жизнь нердинарного режиссера и актера Лазовски? «Чеховское ружье из первого акта»…
Звучат под сводом, улетая за пределы зрительного зала, щемящие ноты: «Нет! Я не жалею ни о чем...».
Под пронзительную мелодию оторвался от земли великий иллюзионист. С ним связано все необычное и оригинальное. Секрет его популярности прост – он делает возможным то, что многие считали невозможным: «Я фокусник и мечтатель, и не скрываю от публики, что обманываю ее. Но обманываю красиво. Ведь ей это нравится». Унеслись наверх, где провел последние минуты жизни Марсель, не покрытые забвением души Шанель, Монтана, Дали… Доктор Тиссо ищет слова оправдания, пытаясь и на тот свет уйти не самим собой, а Габеном… Габи пытается найти свою обитель под куполом, где себя и потеряла...
Что такое Талант? Люди, не покупающие общественное мнение, не изменившие себе, своей мечте, заполняющие собой все пространство вокруг каждой клеточкой тела, для них не существует ни время, ни расстояния. Поэтому их Истории никогда не заканчиваются. Признание и благодарность тем, кто не дает их Историям умолкнуть – Ларри, Сергею Борисовичу, Луне, Максиму.
«Пускай вы не идеальны, пускай это «неправильно» в обществе, но лучше быть опозоренным толпой и счастливым, чем принятым большинством, но с разорванной душой».
Звучит музыка Паоло, на поклонах появляется Максим, и легкие в состоянии втянуть в себя воздух!
Еще не покинув зал, уже осознаешь – хочется возвращаться сюда снова и снова, чтобы пропустить через себя каждое слово, интонацию, не упустить ни один взгляд, жест, ни одну выразительную паузу, ни одно мгновенное перевоплощение Максима, утонуть в его внутренней силе, в его голосе, в его чертовском обаянии, улыбке, вызывающих в душе незабываемые зашкаливающие эмоции и самые искренние, чистые, добрые чувства.
Отредактировано Yagoda (2015-11-02 01:00:35)