[float=left][/float]
Георгий ЮМАТОВ родился 11 марта 1926 года в Москве, в семье простого рабочего.
Заслуженный артист РСФСР (1969).
Народный артист РСФСР (7.05.1982).
В 1941-1942 годах учился в Военно-морской школе.
Участник Великой Отечественной войны, в 1942 году был зачислен юнгой на торпедный катер "Отважный", а через год стал рулевым.
Принимал участие в освобождении от фашистов городов Бухареста, Будапешта, Вены. Во время штурма последней он участвовал в рукопашной схватке за знаменитый Венский мост. В том бою погибли около двух тысяч наших десантников, но судьба хранила Юматова. За этот штурм он будет награждён уникальной матросской медалью Ушакова на цепях. Имеет и другие боевые награды. За время войны несколько раз был ранен.
В 1945 году, в Москве, случайно встретился с Григорием Александровым, который после пятиминутной беседы пригласил его на съёмки в эпизодической роли в фильме "Весна".
Когда Сергей Герасимов набирал во ВГИКе свой первый курс, Александров лично порекомендовал ему молодого актёра. Послушав новичка, профессор заявил: "Мне его учить нечему! Самородок!" и лично отвёл в Театр Киноактёра, а позже взял в свою картину "Молодая гвардия".
С 1945 года — актёр киностудии "Мосфильм".
До 1994 года — актёр Театра-студии киноактёра.
[float=right][/float]
В конце 1940-х годов на съёмках "Молодой гвардии" он познакомился со студенткой ВГИКа Музой Крепкогорской (1924-1999). Знакомство завершилось шумной студенческой свадьбой, которая состоялась 2 декабря 1947 года. Молодые оказались тогда единственной парой на курсе, которая закатила свадьбу на сорок человек. Муза стала единственной женой актёра на всю его жизнь.
Ушёл из жизни поздним вечером 4 октября 1997 года в своей московской квартире. Похоронен актёр 8 октября на Ваганьковском кладбище, участок № 14.
Жизни и творчеству актера посвящена глава 67 цикла "Чтобы помнили" Леонида Филатова.
призы и награды
Орден Отечественной войны I степени (06.11.1985).
Медаль Ушакова (25.11.1944).
Медали: "За взятие Вены", "За взятие Будапешта", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Со своей будущей женой актрисой Музой Крепкогорской познакомился на съемках
«Молодой гвардии) и до конца дней оставались вместе.
Г.Юматов стал актером по счастливой случайности: в буфете Театра киноактера режиссер Григорий Александров обратил внимание на фактурного матроса, недавно вернувшегося с фронта, и пригласил его на съемки своего фильма «Весна». Он же привел его во ВГИК к Герасимову, но тот после прослушивания заявил, что Юматов настолько талантлив, что не нуждается в дополнительном обучении, и его тут же приняли в Театр киноактера.
В «Молодой гвардии» был задействован почти весь курс Герасимова, для Юматова этот фильм стал своеобразной точкой отсчета. Во время съемок сыграли сразу несколько актерских свадеб, в том числе и свадьбу Юматова и Крепкогорской. Их брак был крепким, но им пришлось пройти через многие испытания.
После Г.Юматова не осталось ничего, кроме его фильмов. Бриллианты его жены носит другая женщина. В его квартире живет посторонний человек. И даже похоронили его в чужой могиле. Великий актер, кумир 60-х и 70-х, снявшийся более чем в 150 фильмах, оказался совершенно забытым. И если о юбилее кумира 80-х - Андрея Миронова - протрубили все, то о 75-летии Георгия Юматова не вспомнил никто.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Как стать звездой
Такое может быть только в сказке. Или в кино. Александров решил снять новичка в крошечном эпизодике, в роли помощника гримера. Жора появился в фильме всего на пару секунд с одним-единственным словом: "Разрешите?" А через несколько лет, вспоминая этот случай, Александров рассказывал, что более элегантно и тактично в советское кино не попадал никто: "Даже разрешение спросил!" Александров отвел Юматова во ВГИК, к другому мэтру - Сергею Герасимову, набиравшему свой первый курс. Тот посмотрел на него, послушал. "Мне его учить нечему. Самородок", - и сам привел парня в Театр киноактера, где его сразу же ввели в спектакль "Дети Ванюшина". В том же году Жора (Юматова до самой смерти все называли по имени. - Е.М.) снялся еще в двух фильмах, в эпизодах. А потом пошло-поехало: "Молодая гвардия", "Повесть о настоящем человеке", "Три встречи" - за два года пять фильмов, большинство из которых сразу назвали эпохальными. Вот так бывший юнга и отчаянный храбрец, носивший форму только потому, что "больше нечего было надеть", и не знавший, чем бы ему после войны заняться, стал звездой. На съемках "Молодой гвардии" сыграли много свадеб. [float=left] [/float] Самая шумная и веселая, хоть и самая бедная, была у Юматова и Музы Крепкогорской. Муза, как и большинство актеров, снявшихся в этом фильме, училась у Герасимова. К тому же была сталинской стипендиаткой и играла во МХАТе. Невероятно остроумная, общительная, образованная и при этом беленькая, как ангелочек. Юматов только много лет спустя узнал, что на самом деле Муза - брюнетка, почти цыганка и всю жизнь травит волосы. А тогда... Он был влюблен и ходил за ней как хвостик, а она тут же окрестила Жору Жоржем и великодушно позволяла себя любить. Бриллианты, золото, красивая посуда - Муза не ограничивала себя ни в чем и никогда не считала деньги. "Жорж заработает", - не сомневалась она, покупая себе очередное колечко, а мужу - дешевые котлеты в соседней кулинарии. И Юматов сам, если не было тещи, варил себе борщ, сам, возвращаясь с очередных съемок, стирал носки и рубашки. "Жоржик, ну ты же знаешь - мне некогда", - на ходу бросала Муза и куда-то спешила. Приходили ее подруги, тетки, мать и дружно откармливали голодного Жоржа. Иногда, во время шумных гулянок, на кухню пускались девчонки-"юматовки" - поклонницы, часто дежурившие у них в подъезде. Они не жили вместе несколько лет. Но при этом не разводились. Наверное, это любовь - говорили все их знакомые. Что бы ни происходило у Жоры, с кем бы ни крутила романы Муза, их снова тянуло друг к другу. И они снова стали жить вместе. Юматов обожал машины - мог целыми днями валяться под днищем и чего-то ремонтировать - и гонял на них как сумасшедший. Не обходилось, конечно, и без аварий - однажды он врезался вместе с Аллой Ларионовой. Первой красавице советского кино неудачно зашили губу, и ее перестали снимать в кино. Рассказывает Г.Полока: "Мы ехали ночью из аэропорта на такси. Дорога жуткая, гололед. И прямо перед нами заносит самосвал. Водитель развернулся и врезался в заднее колесо. Впереди сидела Муза - она снималась у меня во многих фильмах, - мы с Жорой сзади. "Муза, закрой лицо", - успел крикнуть Юматов, и она спряталась за кейсом. Сорвало двигатель, выбило стекло, превратив лицо шофера в кровавое месиво. Нас увезли в больницу. У Музы порваны связки и трещина в ноге, у Жоры трещина позвоночника, я с раздробленным коленом. Жору на два месяца заковали в корсет и велели не вставать с постели. Картина оказалась под угрозой закрытия. И тогда Юматов стал сниматься в корсете! Из-за травмы позвоночника у него начало очень быстро высыхать лицо, и мы боялись, что к концу съемок его уже невозможно будет узнать. К счастью, через год этот процесс остановился, а Жора потом всю жизнь спал на доске. Но все равно, как и раньше, все трюки в фильмах он делал сам, не терпел никаких дублеров.
Очень любил собак. Однажды на войне собака спасла ему жизнь. Выпрыгнула с корабля в море, Жора за ней. И в это время в судно попала бомба. Погибли все, кроме него и пса. Потом он как-то гулял с двумя своими любимицами, и в тротуар въехал пьяный водитель. Собаки бросились под колеса. Юматова откинуло в сторону и он снова остался жив. После трагедии в марте 1994года о Юматове заговорили все. Печально. Выйдя из тюрмы, Георгий бросил пить, ходил в церковь. А 4 октября 1997г умер. Муза прожила без него около 2лет и все время хотела к Жоре. Георгию Юматову не нашлось даже отдельного места на кладбище, его похоронили в могилу тещи. Возле его могилы сторожа Ваганьковского кладбища часто видят своры бездомных дворняжек. Других близких у него не осталось А Музу похоронили рядом со своими родственниками.