Хочу рассказать вам о моем кумире ,этот человек поразил меня своим талантом и обоянием до глубины душиl
РЫБНИКОВ
Николай Николаевич
Николай Рыбников родился 13 декабря 1930 года в Борисоглебске.
Его отец Николай Николаевич Рыбников был слесарем, мама Клавдия Александровна – домохозяйкой, но она рано умерла. В Борисоглебске Рыбников учился в школе, и играл на подмостках школьной сцены. В 1944 году его отец переехал в Сталинград, куда вслед за ним направился и Николай, но отец Николая вскоре умер. В Сталинграде Николай Рыбников окончил железнодорожную школу, где довольно успешно выступал в художественной самодеятельности и одно время даже служил актером вспомогательного состава Сталинградского драматического театра. После окончания школы Рыбников поступил в Сталинградский медицинский институт, однако, проучившись в нем всего год, уехал в Москву. В столице Николай Рыбников поступил во ВГИК и был зачислен на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Макарова потом часто вспоминала своего выпускника и говорила о его редком темпераменте, не соответствовавшем простоватой внешности.
В памяти Тамары Федоровны Рыбников остался человеком огромного темперамента, которому по плечу были и Шекспир, и Шиллер. Однокурсница Рыбникова Алла Ларионова рассказывала: «Он тогда был жутко худющим: жил в общежитии, питался в столовках. Однажды не оказалось масла на завтрак, так он съел с хлебом целую банку майонеза. С того времени видеть майонез не мог, на дух не переносил...» Другие сокурсники Николая вспоминали, что у Рыбникова хорошо получались роли Жюльена Сореля, Хлестакова, Макара Нагульнова, пушкинского Дона Гуана и Бенкендорфа, говорящего по-французски. Но лучше всего у него получалось сыграть Петра Первого, и именно эта роль спасла его от отчисления из ВГИКа после неудачного розыгрыша, во время которого Рыбников, собрав в общежитии много студентов, спрятался в шкафу и, подражая голосу Левитана, через микрофон объявил о снижении цен на продовольствие в пять раз, а на винно-водочные товары – в семь. В те годы, действительно, каждую весну по радио зачитывались подобные объявления о снижении цен на основные продукты, но, конечно же, не в семь раз. Все, кто слышал это «правительственное сообщение», поверили и ответили криками: «Ура» и «Да здравствует Сталин!» Новость разлетелась по всей округе, и все с нетерпением ожидали обещанного понижения. В результате слух о благосклонности правительства дошел до высокопоставленных чиновников, и шутнику грозило 25 лет строгого режима за антисоветскую пропаганду. Но следователь, который вел это дело, ограничился исключением Рыбникова из комсомола. От исключения актера из института спас талант и заступничество преподавателей. Позднее эта история вошла в фильм Петра Тодоровского «Какая чудная игра».
Всесоюзный государственный институт кинематографии Николай Рыбников окончил в 1953 году, и был принят в Театр-студию киноактера. Дебют Николая Рыбникова в кино состоялся в 1953 году в фильме «Команда с нашей улицы», в котором он сыграл роль Дроздова, однако картина прошла незамеченной. А по-настоящему актёрский талант Рыбникова впервые раскрылся у режиссёров Алова и Наумова в картине «Тревожная молодость». Рыбников во время исполнения этой роли был сдержан, немногословен и скуп на эмоции, но его работу сразу отметили критики. Широкая популярность пришла к артисту после сыгранных им ролей Саши Савченко в фильме «Весна на Заречной улице», Николая Пасечника в картине «Высота» и тракториста Федора Соловейкова в ленте «Чужая родня».
Хотя именно в этой картине Швейцера его утверждение на роль было самым маловероятным, так как в списке кандидатов на роль сельского механизатора фамилия актера Рыбникова была последней. Актер и не надеялся, что режиссер фильма и автор повести Владимир Тендряков, по чьему произведению снималась картина, остановят свой выбор на нем. Но за талант выбрали именно Николая.
И сугубо городскому Рыбникову пришлось срочно переквалифицироваться в сельского жителя. Съемки картины проходили в Кунгуре, и в первый же съемочный день актеру пришлось выдержать настоящий экзамен во время съемки эпизода косьбы. На съемочную площадку сбежалась почти вся деревня. Если бы актер с косой в руке выглядел неубедительно, это было бы сразу подмечено крестьянами. Однако Рыбников экзамен выдержал. «Видать, парень наш, деревенский», — после окончания съемок говорили селяне. Даже Владимир Тендряков, дольше всех сомневавшийся в способностях молодого актера, изменил свое мнение и даже подарил ему книгу с автографом.
Режиссер картины «Весна на Заречной улице» Марлен Хуциев также вспоминал, что на главную роль они искали совсем другого исполнителя. И все же она досталась Рыбникову, несмотря на то, что позже ему с трудом давалась каждая сцена. Хуциев писал: «Он способен думать о роли все время и каждый день приносить новые решения. Он все время носит в себе образ, над которым трудится. Он не стесняется трудиться». Трудиться на съемках этой картины, действительно, актеру пришлось немало. Так, например, в фильме была сцена, в которой Савченко признавался в любви учительнице Татьяне Сергеевне. Сложность эпизода состояла еще в том, что Рыбников должен был играть влюбленного, пришедшего к девушке навеселе. Такая комическая ситуация была явно невыгодная для героя, тем не менее сцена, сыгранная Рыбниковым, выглядела превосходно. «Происходит это, на мой взгляд, потому, — писал биограф Ю.Дьяконов, — что актер в течение нескольких минут сумел убедить нас в своей предельной открытости, в этом одном из главных свойств русского характера, в его гордом простодушии и бесхитростности: «…Вы же видите, я для вас, что хотите, сделаю. Мертвый — приду, если надо. Только вот я какой. Рабочий. Работяга. Ну, такой я есть, таким и буду. Хотите за такого пойти?» Рыбникову не нужен повод или случай, чтобы показать потаенную или явную эмоциональность переходов его героя из одного состояния в другое, потому что в самом его русском характере заложена бескрайность чувств»
О таланте Рыбникова Марлен Хуциев говорил много лет спустя на одном из вечеров памяти актера: «Вот я сейчас смотрю, и у меня подкатывается ком к горлу. Потому что он ничего еще не сказал, но как он смотрит на нее! Как он играл любовь! Это ведь невероятно сложно сыграть. Это могут только огромные артисты. Будь другой актер — и сцены бы не было. Уверяю вас». Но Рыбников не только был талантливым актером и умел помногу работать на съемочной площадке, но порой проявлял во время съемок чудеса настоящего героизма. Актриса Инна Макарова вспоминала один из эпизодов фильма «Высота», когда Рыбников спустился на руках сверху по железному тросу. В этот момент раздалась команда: «Второй дубль!» — и актриса увидела окровавленные ладони Рыбникова, который не успел на первый дубль надеть рукавицы.
Во время съемок фильма «Высота» произошли перемены в личной жизни актера — 2 января 1957 года он женился на актрисе Алле Ларионовой. Обстоятельства этой свадьбы выглядели очень романтично. Рыбников был влюблен в Ларионову несколько лет, на курсе она считалась одной из самых красивых студенток, и у нее была масса поклонников. Студенты виделись только во время занятий, и Николай довольствовался ролью стороннего наблюдателя за успехами обожаемой им Аллы, которая в год окончания института снялась в фильме «Анна на шее», и стала одной из самых известных актрис страны. Но вскоре в газете «Правда» появился фельетон о снятом с должности министра культуры Александрове, где в списке его любовниц якобы оказалась и Ларионова. В результате на киностудии было разослано уведомление, согласно которому приглашать Ларионову на съемки запрещалось. Однако узнав, что она попала в «черный список», Ларионова написала письмо новому министру культуры Михайлову и попросила разобраться с порочащими ее имя сплетнями. Министр написал ответ молодой актрисе, в котором сообщал, что все выяснил, и отдал соответствующие распоряжения. Одним из первых, кто поздравил Ларионову с «реабилитацией», был Николай Рыбников. Он по-прежнему был влюблен в Аллу и, несмотря на уговоры друзей, все еще надеялся стать ее мужем. К тому времени сам Рыбников уже стал по-настоящему известным актером. Однажды Рыбникову сообщили, что Иван Переверзев, от которого Ларионова ждала ребенка, женился на другой женщине. «Где она? - спросил Рыбников. - В Минске? Я вылетаю». И он сделал ей предложение в новогоднюю ночь. Они расписались сразу после новогодних праздников 2 января, как только открылся минский ЗАГС. А в 1961 году в их семье родилась дочь Арина. Алла Ларионова вспоминала: «На премьере «Высоты» в Доме кино мы уже сидели рядом. И когда герой фильма, которого тоже звали Николаем, произнес с экрана: «Эх, прощай, Коля, твоя холостая жизнь!» — зал взорвался аплодисментами».
В 1957 году Рыбников снялся в комедии Эльдара Рязанова «Девушка без адреса», который горячо приняла публика. Фильм занял в прокате второе место, хотя критика сочла его не слишком удачным. Затем были роли в фильмах «Рядом с нами», «Ведьма», «Кочубей», «Млечный путь», «Нормандия – Неман» и многих других. Снявшись в таком большом количестве картин, Рыбников стал в 1950-1960-х годах популярнейшим актером и настоящим кумиром кинозрителей. А фильм Юрия Чулюкина «Девчата» с участием Николая Рыбникова, снятый в 1962 году, имел огромный зрительский успех и по сей день остается в числе лучших комедий отечественного кино. Роль Ковригина в этой картине стала самой удачной ролью Николая Рыбникова, несмотря на то, что впоследствии он снялся почти в пятидесяти фильмах. В 1960-х годах за Рыбниковым закрепилось амплуа «рабочего» парня, и вся страна запела песни, услышанные из уст рыбниковских героев про «заводскую проходную, что в люди вывела меня» и «не кочегары мы, не плотники».
Надежда Румянцева рассказывала: «Профессионалом он был потрясающим. Фильм снимали на Северном Урале. Мороз - за 45 градусов. Просыпаешься ночью - все в инее. Потом по этому морозу долго едем в розвальнях на делянку, где снимали многие фрагменты фильма. Операторы держат камеры под полушубками, иначе моторы отказывают. Ждем, когда в термосах привезут обед. Разливаю его в миски, а он тут же превращается в лед. И вот предлагаю испробовать этот «суп» Илье (Николаю). Он кладет ложку в рот… а вынуть не может. Отогрел, вытащил ее с куском кожи. Потекла кровь. «Ну, — говорим, — все». Видим же — распухает щека. А Коля: «Нет. Будем снимать». И опять сует ложку в свой больной рот. Сняли! А он потом так тихонечко в сторону отворачивается и… лужица крови. Представляю, какую адскую боль он испытывал… У него был узкий круг знакомых. Он не очень подпускал к себе, не любил, когда, знаете: «О, Рыбников! Коля!» Нет. Он был очень сдержан».
Довелось Рыбникову сыграть и спортсменов. В одном из работ - в фильме режиссера Рафаила Гольдина «Хоккеисты», снятом в 1965 году, Рыбников исполнил роль тренера Дашкова. Сам актер после исполнения этой роли очень полюбил хоккей, часто в свободное время вставал на коньки, и снова брал в руки клюшку. Сам Рыбников болел за ЦСКА, где у него было много друзей, но самым близким был известный форвард Всеволод Бобров.
Большой успех выпал на долю картины «Седьмое небо», снятой в 1972 году, в которой Николай Рыбников снялся со своей женой Аллой Ларионовой.
До этого звездная пара снялась вместе лишь в одном фильме — «Две жизни», и было это ровно десять лет назад. А в 1974 году семейный дуэт снова появился на экране в фильме «Семья Ивановых». Но в конце 1970-х и в 1980-х годах актёра приглашали сниматься все реже, а некоторые его работы и вовсе зрители увидели спустя много лет. В фильме о послевоенном десятилетии «Вторая попытка Виктора Крохина» актер сломал устоявшиеся стереотипы, его работа была вкрадчивой и очень убедительной. Но картина «Вторая попытка Виктора Крохина» в течение десяти лет не выпускалась на широкий экран по цензурным соображениям.
Наиболее яркой работой Рыбникова в тот период была роль Кондратия Петровича в ленте «Выйти замуж за капитана», снятой в 1985 году. За роль в этой картине он, по результатам зрительского опроса журнала «Советский экран», был назван лучшим исполнителем эпизодической роли. Алла Ларионова и Николай Рыбников к тому моменту имели уже двух дочерей, и жили в пятикомнатной квартире с камином в центре Москвы. Алла Ларионова вспоминала: «Я всегда была для него лучше всех. Он был замечательным мужем, любящим и заботливым отцом, хорошим хозяином...»
Николай Рыбников был настоящим жизнелюбивым человеком. Он полностью отдавал себя любимой жене, и дочерям Алене и Арине. Николай Николаевич дружил с семьей режиссера Сергея Бондарчука, с писателями Виталием Закруткиным и Владимиром Солоухиным. О том, каким был ее муж в быту, Алла Ларионова рассказывала: «Он очень любил праздники. Мы обязательно отмечали день свадьбы и дни рождения всей семьи, именины. И перед каждым праздником Коля просил достать из «сундуков» какой-нибудь дешевый ситчик, и мы вместе с ним шили кучу фартуков - штук десять. А потом приглашали гостей и готовили стол. Особенно здорово было, когда все вместе пельмени лепили... Кто у нас дома только не бывал: и космонавты, и певцы, и поэты, и хоккеисты, и шахматисты. Коля ведь неистово увлекался шахматами и все время норовил обыграть то Ефима Геллера, то Михаила Таля. Таким мастерам он, конечно, проигрывал и сильно из-за этого переживал, даже спал плохо. А на следующий день шахматные баталии повторялись снова. Причем параллельно с мужским клубом образовался женский - жены шахматистов и я до поздней ночи играли в покер, пока наши мужья не уставали окончательно от шахмат».
Рыбников любил похулиганить. Об одном забавном случае, происшедшем с Рыбниковым, вспоминала актриса Римма Маркова: «Однажды мы с Колей были в Германии. Рядом с гостиницей — кинотеатр, в котором показывают фильмы «про любовь», запрещенные в СССР. И мы с Колей Рыбниковым, кумиром всех советских девчат, купили билеты и пошли. Любопытно ужасно. Ну, сейчас посмотрим, насладимся запретным плодом! Наши места были в середине ряда. Начался фильм, и уже через пять минут мы стали маяться и поглядывать, как бы выйти. На экране полная чушь: какие-то кишки, тыква, в которой сидит человек, овощи, внутренности... Ничего не понятно. Мы ждали-то голые задницы, порнуху, а тут просто - ничего. Народ вокруг сидит серьезный, все смотрят. Мы приуныли; но молчим. И тут, когда показывали особенную белиберду, ко мне поворачивается Рыбников и серьезно, грустно так говорит: «Давно я не был у сестрЕ, надо бы к сестрЫ съездить». Со мной началась истерика. Я тряслась от смеха, у меня слезы лились ручьем... Не могла остановиться. Зрители стали волноваться, шипеть. Закончилось тем, что привели полицейских и нас вывели из зала. После долгих объяснений отпустили. Но в оставшиеся дни представляли себе небо в клетку. Очень боялись, что напишут в Политбюро о том, что Маркова и Рыбников сорвали просмотр фильма в заграничном кинотеатре».
В последние годы жизни Рыбников вел жизнь обыкновенного советского пенсионера, которого уже не всегда узнавали на улице. Александр Фатюшин рассказывал: «Когда ты в зените славы, то всем интересен, а потом - никому не нужен, кроме преданных друзей. Недалеко от нашего театра (имени Маяковского) есть булочная, а в ней кафетерий. Я заходил туда часто перед репетициями, и меня все знали. Однажды прихожу, а передо мной - кумир моей юности Николай Рыбников, просит чашку кофе. Официантка ему не дает - кофе начинали продавать в 11.00, а было где-то 10.30. Я говорю ей: «Ты что? С ума сошла? Это же Рыбников!» - «Мало ли кто здесь ходит!» - проворчала она».
Алена Рыбникова рассказывала о родителях: «Звездной болезнью родители не болели. Все хозяйственные проблемы в семье решал отец. Он затоваривал продуктами холодильник, ходил на рынки, в химчистки и прачечные, варил варенье, солил капусту, помидоры, даже арбузы. Мама любила обустраивать быт, она выбирала мебель в квартиру, покупала занавески. Отец был щедрым на подарки. И практичным. Маме на день рождения он обычно дарил нечто дефицитное по тем временам. «Лапусик, - говорил он, - это тебе», - и вручал ей новый холодильник или цветной телевизор. Жили мы тогда рядом с театром «Сатирикон» в Марьиной роще. Одним из самых близких друзей отца был заведующий ковровой секцией магазина на Сущевском валу Олег. Многие звезды советского кино дружили с Олегом. Отец приглашал завсекцией на обед. Пока ели борщ, играли партию в шахматы. У нас были хлебосольный, гостеприимный дом и большая квартира - пятикомнатная, с настоящим камином. Родители купили две соседние кооперативные квартиры и объединили их в одну. Здесь-то и проходили шумные застолья. В семье обязательно отмечали три праздника: день рождения папы (13 декабря), день рождения мамы (19 февраля) и 2 января - годовщину свадьбы родителей. В эти дни у нас было много гостей, не только актеры, но и космонавты, шахматисты, хоккеисты. Поскольку главные семейные праздники приходились на зиму, мы лепили пельмени. Папа делал потрясающее тесто, мама крутила фарш, а каждый гость был обязан слепить не меньше десяти пельменей. Готовили, как на Маланьину свадьбу. Мама варила фирменный суп из сухих грибов и делала салат «Мао Цзэдун» с настоящими крабами. В те годы было модно играть в покер. У нас дома играли в покер ночи напролет. Когда утром я просыпалась, то заставала в гостиной ту же компанию, что и накануне: Нонну Мордюкову с Тихоновым, Леонида Гайдая с Ниной Гребешковой, Георгия Юматова с Музой Крепкогорской. Вот так проходили праздники. А в будни главным человеком в семье была бабушка. Родители все время уезжали на съемки или гастроли. Они возвращались со съемок, распаковывали чемоданы... На следующий день в доме была большая стирка, а через день с теми же чемоданами они отправлялись в другую поездку. С родителями мы часто ездили в ресторан «Украина» пообедать, почему-то папа уважал кухню именно этого заведения. Ходили гулять в Парк имени Горького - на аттракционы. Я не помню, чтобы их осаждали поклонники, стреляли автографы, хотя их очень любили зрители. Однажды кто-то из поклонников прислал нам посылку с грецкими орехами. Мы с сестрой кололи орехи с помощью входной двери, в результате дверь перекосило, она перестала закрываться. Я была тогда ребенком, но хорошо помню реакцию родителей, когда они вернулись домой, а дверь - нараспашку. Или был такой еще случай: на улице мне захотелось пить, я налила в чашечку воды из лужи и начала пить. Лужа была редкой красоты, переливалась всеми цветами радуги, наверное, с бензиновой пленкой. Из-за этой лужи мама отлупила меня по попе… Для актеров, которые получали по 75 рублей за один съемочный день (при средней-то зарплате в стране в 120 - 140 рэ в месяц), перестройка с ее финансовыми кризисами была катастрофой. Деньги на сберкнижке съела гайдаровская реформа, новые фильмы не снимали, закрылись киностудии. Как сохранить привычный уровень жизни, на какие деньги содержать семью и пятикомнатную квартиру? Эти мысли не давали покоя отцу. Про перестройку он говорил: наступил конец света. Единственным спасением были встречи со зрителями или участие в концертах «Поет товарищ кино». На такие мероприятия собирались все звезды советского периода: Николай Крючков, Всеволод Санаев, папа с мамой. Отец шутил: «Нафталин везут»... Незадолго до смерти ему предложили главную роль в совместном советско-итальянском фильме. Он готовился к съемкам, учил роль на итальянском языке, но случился инсульт... Он умер мгновенно, во сне, легкой смертью, как считала мама».
Когда Рыбникова перестали приглашать на съемки в кино, он все свободное время проводил на даче, где увлеченно занимался выращиванием и консервированием овощей. Последний раз он закатал свои помидоры летом 1990 года, собираясь открыть их на ноябрьские праздники. Но Николай Рыбников не дожил до своего 60-летия полтора месяца. 21 октября он сходил в баню, пришел домой и, выпив рюмку коньяка, лег спать. Актёр скончался во сне утром 22 октября 1990 года в Москве в своей квартире от сердечного приступа. Вспоминая Рыбникова, друзья часто произносили фразу: «Он был счастливый человек». Через десять лет, вернувшись домой с гастролей, легла спать и не проснулась Алла Ларионова. Ее похоронили на Троекуровском кладбище рядом с Николаем Рыбниковым.
Отредактировано L~AngeNoir {Оксана} (2015-06-05 07:23:43)